SEO: как узнать, что проект крутят, и почему так делать не надо

Для тех, кто думает, что накрутка — новое явление в SEO, начну статью с действий Яндекса, который начал бороться с накруткой ещё в 2011 году:

История действий Яндекса для борьбы с накрутками

По мнению многих экспертов отрасли, попытки Яндекса бороться с накрутками выглядят очень убедительно. Хотя, если изучить подробно информацию на форумах и в блогах, можно найти пробелы в этом алгоритме. Они и позволяют крутить в плюс.

Как распознать накрутку запросов

Расскажу о способах, которые я лично использую в работе, но с оговоркой: бо́льшую часть простых схем накруток Яндекс нашёл в декабре 2020 года, они постоянно становятся сложнее, вычислить их можно только по статистике своего сайта. Но, вспоминая войну с ссылками и не затухающую любовь к Sape и другим биржам, описанные мной способы ещё какое-то время будут актуальны.

Воспользуемся сервисом подбора слов от Яндекса. Всё достаточно просто: ищем у ВЧ- и СЧ-запросов брендовые хвосты. Запрос будет выглядеть так: «поисковая фраза + название организации или сайта». Переходим на Вордстат и вводим, например, запрос «заём». В финансовой отрасли тема микрозаймов одна из самых накручиваемых.

Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*

Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.

Показываем на примерах →

Спецпроект

Статистика показов по запросу «заём»

Наглядно видим несколько запросов, которые, скорее всего, накручены. Но нам нужно удостовериться в этой информации. Для этого есть функция «История запроса». Проверяем динамику изменения спроса по запросу «займ онлайн bistriy zaim online»:

История показов по запросу «займ онлайн bistriy zaim online»

В течение месяца было 559 901 таких запросов. Конечно, это может быть масштабная рекламная акция, направленная на узнаваемость бренда, но, скорее всего, накрутка.

Для второго варианта проверки накрутки в тематике опять используем сервис Wordstat. Вводим «подозрительный» запрос и выбираем распределение «по регионам». Обращаем внимание на распределение показов между устройствами «десктопы» и «мобильные», ищем значительные отклонения в значениях популярности по регионам.

Например, в запросе «займ онлайн bistriy zaim online» заходов с мобильных устройств в 100 тысяч раз больше, чем с десктопов:

Распределение показов по запросу между устройствами

Безусловно, доля мобильных устройств больше, чем десктопов, но сейчас цифры сильно завышены. Если будет интересно, то в Liveinternet можно увидеть статистику распределения пользователей и по операционным системам.

Кроме того, стоит изучить распределение показов по странам и регионам на предмет резких колебаний. Например, запрос «онлайн банк кредит» стал очень популярен в Беларуси.

Распределение показов запроса по регионам

Следующий эффективный вариант для отслеживания накрутки, но уже на собственном ресурсе — Яндекс.Метрика. Самый простой и быстрый способ — настроить отчёт со следующими параметрами: «источник трафика» и «поисковые системы» (если проверяем накрутку из поисковых систем).

Читайте также  От callback-a до результативного звонка: как сохранить деньги, вложенные в Lead Ads

Советую смотреть трафик в разрезе всех каналов, так как, например, в конце 2020 года трафик из социальных сетей был очень активным. Затем необходимо установить группировку по страницам входа, поисковым фразам, типу устройства и городам. В метрике добавляем «посетители», «время на сайте», «отказы», «глубину просмотра». Для каждого ресурса стандартные показатели будут индивидуальны, но отклонения сразу видно.

Ниже пример отклонения от нормы:

Яндекс.Метрика с нормальными и накрученными показателями по запросам

Кейс: как подрядчик крутил сайт

Проект был в работе у подрядчика. Через некоторое время после старта работ владельцы проекта провели аудит и заметили странное поведение трафика:

Изменение динамики трафика накрученного проекта

Что же странного они обнаружили?

Долгое время трафик у проекта находился на одном уровне, хотя активностей по нему было много. И вдруг произошёл быстрый рост в 5 раз, но за один день показатели вернулись к прежнему уровню. Мы применили схему проверки распределения по запросам/регионам/устройствам, которую я описала выше, и обнаружили, что весь трафик накручен.

Признаки накрутки:

  • достаточно большая глубина просмотров;

  • отсутствие отказов по многим запросам;

  • очень много запросов с привязкой к городу («запрос + город»).

Для подтверждения нашей догадки оставалось только дождаться отключения накрутки, что и произошло через несколько недель после завершения сотрудничества с данным подрядчиком.

Отмечу ещё один интересный момент. Вывод о накрутке сложился из-за очень широкого географического охвата для запроса, который был предназначен только для Москвы — «вклады в банках москвы». К тому же все переходы были сделаны со смартфонов. Ещё один неоспоримый показатель — количество заявок на сайте. При таком значительном росте трафика количество заявок совсем не изменилось.

Что же произошло с проектом дальше?

Как только была прекращена оплата накрутки, уровень трафика проекта в один день вернулся на прежний уровень. Пессимизации, к счастью, владельцы проекта не получили, так как трафик держится плюс-минус на одном уровне. Позиция в топе осталась без каких-либо изменений.

Вывод очевиден: от накрутки не стоит ожидать долгоиграющего результата, лучше распределить бюджет на доработки и развитие ресурса или на рекламу.

Источник фото на тизере: Matt Artz on Unsplash

Рекомендуем:

  • 7 ситуаций, когда SEO не выгодно
  • Хватит молиться на SEO
  • Стать топ-1 в Google Play: кейс раскрутки Android-приложения
  • SEO-кейс: как за 30 дней обойти конкурентов в Google и окупить вложения в 6,5 раз
  • Как защититься от парсинга и не угробить SEO

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Источник: cossa.ru

Строй Сам