Персонализация контента — больше не тренд, а абсолютная необходимость. Начинаем погружаться в технологии вчерашнего дня

Персонализация — необходимость в современном мире: клиент изменился и привык к таргетированной рекламе, персональным менеджерам, тому контенту, в том месте и в том формате, который нужен именно ему. Если изначально под персонализацией понималось использование имени получателя в сообщении, то сейчас это понятие значительно эволюционировало.

Компании стараются придумывать неповторимый уникальный контент, который помогает не только продавать продукт, но в первую очередь предназначен для того, чтобы вовлекать аудиторию, взаимодействовать с ней, решать задачи пользователя.

Но как быть, если ваша компания — школа? У школы есть программа, есть стандарты. Иногда в классе ты далеко не один, и преподаватель не успевает не то, что обратить внимание на каждого — воды попить на перемене между уроками. К тому же он тратит сотни вечерних часов в месяц на проверку домашних работ.

Плюс специфика времени: на карантине интернет-пространство было перегружено миллионами бесплатных (или не очень) развлекательно-познавательных предложений. Так что в новых обстоятельствах биться за внимание пользователей приходится в несколько раз усерднее.

Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*

Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.

Показываем на примерах →

Спецпроект

Мне очень нравится определение ребят из Life Learning Lab, которые в рамках одной из «полевых школ» исследовали феномен адаптивного обучения.

Вышло, что адаптивное обучение (индивидуализированное обучение, индивидуальный подход) — это только про автоматизированные обучающие системы (ITS — Intelligent Tutoring System) и знания обучаемых. Программа обучения подстраивается под уровень знаний обучаемого, сам он ничего не выбирает.

Если мы даём пользователю выбор, как-то стимулируем его целеполагание, открываем относительно свободное прохождение обучения, учитывая его предпочтения, скорость прохождения и так далее — это уже персонализированное обучение (индивидуализация). А если появляется работа с группами людей, это дифференцированное обучение.

Я позволю себе немного расширить подход и вынести персонализацию как общий зонтик, то есть персонализация обучения — это подстраиваемая под каждого человека обучающая программа, которая учитывает:

  • цели (сдача экзамена, рабочие необходимости, получение дополнительных навыков);

  • интересы (научпоп, машины, авиации, музыки);

  • психотип;

  • срок (неделя, месяц, год);

  • бюджет (оплата программами, пакетами, в рассрочку, под определённые рамки);

  • формат (групповое обучение, 1 на 1 с преподавателем, self study, с домашними заданиями или без);

  • сложность материала (и тут как раз адаптивность).

Также учитываются предпочтительные форматы восприятия материала (аудиал, визуал, кинестетик) и типы упражнений (возможно, кто-то не любит задания с пропусками слов, и это жутко демотивирует. Спойлер — примерно процентов 65%+ учеников).

Чтобы расставить все точки над i, предлагаю ещё обратить внимание на различия массового подхода в образовании (индивидуализации) и персонализации.

Индивидуализация Персонализация
Одинаковые цели для всех учащихся Разные цели для каждого учащегося
Применение разных дидактических подходов для достижения ключевых компетенций учащихся Применение разных дидактических подходов для развития персонального потенциала учащихся
Учебная программа определяется учителем Учащийся активно участвует в создании своей собственной учебной программы
Фокус на когнитивном аспекте личности учащихся Фокус на всех аспектах личности учащихся, а не только когнитивном (эмоциональном, социальном, жизненном опыте и так далее)
Фокус на знаниях и компетенциях, формальном и non-formal Фокус на знаниях, компетенциях, жизненных и трудовых навыках, также informal
Cамонаправляемое обучение — как дополнительный навык Самонаправляемое обучение — как фундаментальный навык
Учитель играет ключевую роль Наставник играет ключевую роль
Читайте также  Как мир борется с пандемией с помощью дронов

По материалам Ассоциации смешанного обучения

Добавлю, что в нашей концепции персонализации у ученика на каждом этапе есть выбор: происходит отработка модели и даётся рекомендация. Где-то эта рекомендация фоновая — то есть ученик и преподаватель видят уже результат. А где-то и ученику и преподавателю предлагается сделать выбор в их личных кабинетах.

Кажется, тут самое время вставить disclaimer: данный материал открывает цикл публикаций команды контента Skyeng на тему персонализации и адаптивности обучения, где мы будем делиться результатами наших наработок и экспериментов, делать обзоры и сравнения лучших практик рынка, а также предлагать действительно рабочие инструменты для вас — людей, которым небезразлично эффективное образование в России.

Сегодня же мы немного раскроем тему конкуренции за внимание пользователя и поговорим о форматах общения с ним. А начнём с верхнеуровневого знакомства с продуктом Skyeng.

Наш образовательный продукт в Skyeng и Skysmart (онлайн-школа для детей и подростков) состоят из трёх больших блоков:

1) база преподавателей английского и математики — сейчас их более 12 000;
2) образовательная платформа Vimbox;
3) контент — десятки курсов под цели учеников и сотни аддитивных медиа материалов для тренировки тех или иных скиллов и персонализации под интересы учеников.

При этом сам контент — не просто тексты и видео, а сразу все элементы образовательной экосистемы: уроки, курсы на платформе и домашние задания, selfstudy-продукты, тренажеры грамматики и определённых скилов (приложения для изучения слов, тренировки навыков listening, микролёрнинг модули в ленте, медиа разделы, сториз). А ещё есть соцсети, канал на YouTube, собственный журнал Skyeng Magazine, которые помогают ученику на его образовательном пути, усиливая эффект обучения.

Стоит обратить внимание на то, что все курсы содержат сценарность и выверенные с точки зрения логического и методического роадмапы. То есть, чтобы обеспечить персонализацию, по факту необходимо дублирование курса под каждый интерес, цель, психотип и оставшиеся 5 параметров. Нужно поддерживать бесконечное дерево вариантов. Утопия? Кажется, мы решили эту задачу и готовы рассказать как в данном цикле материалов. А пока про вовлечённость ученика в нашу эпоху фокуса 3 секунд, TikToka и сториз.

Внимание, внимание! А… мы вас уже потеряли

Если вы всё ещё читаете этот материал, значит, тема вам очень интересна. Так же как и 120 000 наших учеников, которые остаются с нами и после 50-го и после 110-го урока. Но представим, что у вас есть тысячи единиц разнообразного, увлекательного образовательного контента. Что же нужно, чтобы сделать его интересным и удержать внимание учащегося (особенно взрослого)?

Начну издалека. Что для вас 20 миллионов? Это много или мало?

— 20 миллионов чего, спросите вы, людей, долларов, литров?

— 20 миллионов человек.

Давайте сравним. Это больше населения Казахстана и чуть меньше половины Канады (да, там живёт всего лишь 37,6 млн человек).

В 2018 году 20 миллионов студентов зарегистрировались на MOOC-курс по всему миру. За 2 последние недели более 20 миллионов пользователей посмотрели на Twitch, как кто-то проходит игру в онлайне, чтобы научиться профессиональным игровым приёмам. В среднем пользователи проводили 95 минут в день за этим делом! ОДИН ЧАС 35 МИНУТ в ДЕНЬ!

Читайте также  Маркетинг-аналитик: инструкция по применению

Вот у кого можно учиться быть интересными и удерживать внимание. А ещё у соцсетей, у Netflix и YouTube. Про телевидение, пожалуй, не буду — давно не смотрел, и надеюсь, вы тоже.

Кстати, Netflix давно конкурирует со сном человека, и я их прекрасно понимаю.

Получается, что образование как таковое в первую очередь конкурирует с ленью и мотивацией человека. С развлекательным контентом в YouTube, Netflix, Twitch, TikTok, Instagram, пытаясь отвоевать у этих ребят время на то, чтобы успеть принести пользу.

Сейчас сотни профессий доступны бесплатно в сети. Можно, к примеру, проходить курсы от топовых преподавателей и университетов на Coursera, EdX. Но, как мы видим из статистики выше, не так много людей начинают учиться, и ещё меньше завершают.

Ключевой вопрос в ленте Facebook времен карантина: «Ну что, сколько вы за время самоизоляции прошли курсов, прочитали книг?»

В Skyeng мы стремимся сделать образование привлекательным. Приводить к результатам, которыми хочется гордиться — это наша миссия. Мы на входе спрашиваем про цели ученика, потом переспрашиваем, используя разные методики и механики целеполагания, чтобы ученик не врал самому себе, а мы могли собрать под него действительно персонализированный трек, который приведёт к нужному результату.

Со студентами, которые готовятся к экзаменам, более-менее всё ясно. Когда ты учишь язык для работы, путешествий или просмотра фильмов на английском — возникают большие вопросы. Мы ведь понимаем, какое количество людей потом действительно посмотрит эти фильмы на английском: не больше 0,1%.

Персонализация — один из краеугольных камней вовлечения. Вспомните свой лучший пользовательский опыт. Уверен, в нём всё было сделано именно под вас. Мы тоже стараемся соответствовать интересам каждого пользователя.

Например, адаптируем контент под современные модели потребления: это свайпы, лайки, чаты.

А также образовательный контент в сториз, лента в приложении, мини-упражнения, которые можно выполнять, пока ученик едет в метро или стоит в пробке.

Мы стараемся окружить ученика языком. Статьи, упражнения, видео, задания в офлайне, когда ему, например, нужно позвонить в колл-центр американского сервиса для путешествий и поговорить про билеты — решать реальные задачи реального мира.

Языковые клубы, преподаватели-нейтивы, практика слов из предыдущего и к следующему уроку — всё это ускоряет процесс изучения.

В феврале мы запустили персонализированный тренажёр, который, анализируя прогресс ученика, выдаёт тренировки для его «провисающих» навыков.

Вот банальный пример: мы предложили ученикам в конце урока выбирать продолжительность домашнего задания лично для него — это на 5% увеличило показатель выполняемости, при этом практически не снизив количество заданий. Видя короткое ДЗ и быстро справляясь с ним, ученик получает важную для него эмоцию — уверенность в собственных силах, и поэтому с радостью отвечает согласием на предложение потренироваться ещё. Что не сделаешь на благо человека, стремящегося к развитию!

Ученикам нравится выбор. Мы спрашиваем их в домашнем задании, хотят ли они ещё потренироваться? Наша рекомендательная система подбирает упражнения для навыков, которые нужно подтянуть.

Читайте также  Заряженный на успех Джедайст #44

Кстати, 76% учеников выбирают дополнительную тренировку (ещё бы, она же бесплатная).

Кроме мотивации к обучению, мы должны создавать материалы, которые, как говорит Alan November “should be designing assignments that students can’t Google” («такие, которые ученик не мог бы погуглить»). Все знания мира доступны в сети бесплатно. Важно сделать из них работающую систему. Удивлять, вовлекать.

Делать образование привлекательным, приводить к результатам, которыми хочется гордиться. И делать это кратчайшим путем, отбрасывая всё ненужное, давая только релевантные навыки.

Как? У нас на это с вами будет ещё 7 отдельных материалов, чтобы разобраться, какие подводные камни и лайфхаки есть в каждом из элементов создания персонализированного образования.

Stay tuned!

Источник фото на тизере: Analia Baggiano on Unsplash

Рекомендуем:

  • 5 советов по удалённой работе, которые ушли в мусорку через 5 месяцев
  • Почему реклама не приводит лиды, а маркетологи — клиентов?
  • Готовые аудитории vs. Базы клиентов: в чём разница

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Источник: cossa.ru

Строй Сам