Персонализация — необходимость в современном мире: клиент изменился и привык к таргетированной рекламе, персональным менеджерам, тому контенту, в том месте и в том формате, который нужен именно ему. Если изначально под персонализацией понималось использование имени получателя в сообщении, то сейчас это понятие значительно эволюционировало.
Компании стараются придумывать неповторимый уникальный контент, который помогает не только продавать продукт, но в первую очередь предназначен для того, чтобы вовлекать аудиторию, взаимодействовать с ней, решать задачи пользователя.
Но как быть, если ваша компания — школа? У школы есть программа, есть стандарты. Иногда в классе ты далеко не один, и преподаватель не успевает не то, что обратить внимание на каждого — воды попить на перемене между уроками. К тому же он тратит сотни вечерних часов в месяц на проверку домашних работ.
Плюс специфика времени: на карантине интернет-пространство было перегружено миллионами бесплатных (или не очень) развлекательно-познавательных предложений. Так что в новых обстоятельствах биться за внимание пользователей приходится в несколько раз усерднее.
Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*
Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.
Показываем на примерах →
Спецпроект
Мне очень нравится определение ребят из Life Learning Lab, которые в рамках одной из «полевых школ» исследовали феномен адаптивного обучения.
Вышло, что адаптивное обучение (индивидуализированное обучение, индивидуальный подход) — это только про автоматизированные обучающие системы (ITS — Intelligent Tutoring System) и знания обучаемых. Программа обучения подстраивается под уровень знаний обучаемого, сам он ничего не выбирает.
Если мы даём пользователю выбор, как-то стимулируем его целеполагание, открываем относительно свободное прохождение обучения, учитывая его предпочтения, скорость прохождения и так далее — это уже персонализированное обучение (индивидуализация). А если появляется работа с группами людей, это дифференцированное обучение.
Я позволю себе немного расширить подход и вынести персонализацию как общий зонтик, то есть персонализация обучения — это подстраиваемая под каждого человека обучающая программа, которая учитывает:
-
цели (сдача экзамена, рабочие необходимости, получение дополнительных навыков);
-
интересы (научпоп, машины, авиации, музыки);
-
психотип;
-
срок (неделя, месяц, год);
-
бюджет (оплата программами, пакетами, в рассрочку, под определённые рамки);
-
формат (групповое обучение, 1 на 1 с преподавателем, self study, с домашними заданиями или без);
-
сложность материала (и тут как раз адаптивность).
Также учитываются предпочтительные форматы восприятия материала (аудиал, визуал, кинестетик) и типы упражнений (возможно, кто-то не любит задания с пропусками слов, и это жутко демотивирует. Спойлер — примерно процентов 65%+ учеников).
Чтобы расставить все точки над i, предлагаю ещё обратить внимание на различия массового подхода в образовании (индивидуализации) и персонализации.
Одинаковые цели для всех учащихся | Разные цели для каждого учащегося | ||
Применение разных дидактических подходов для достижения ключевых компетенций учащихся | Применение разных дидактических подходов для развития персонального потенциала учащихся | ||
Учебная программа определяется учителем | Учащийся активно участвует в создании своей собственной учебной программы | ||
Фокус на когнитивном аспекте личности учащихся | Фокус на всех аспектах личности учащихся, а не только когнитивном (эмоциональном, социальном, жизненном опыте и так далее) | ||
Фокус на знаниях и компетенциях, формальном и non-formal | Фокус на знаниях, компетенциях, жизненных и трудовых навыках, также informal | ||
Cамонаправляемое обучение — как дополнительный навык | Самонаправляемое обучение — как фундаментальный навык | ||
Учитель играет ключевую роль | Наставник играет ключевую роль |
Добавлю, что в нашей концепции персонализации у ученика на каждом этапе есть выбор: происходит отработка модели и даётся рекомендация. Где-то эта рекомендация фоновая — то есть ученик и преподаватель видят уже результат. А где-то и ученику и преподавателю предлагается сделать выбор в их личных кабинетах.
Кажется, тут самое время вставить disclaimer: данный материал открывает цикл публикаций команды контента Skyeng на тему персонализации и адаптивности обучения, где мы будем делиться результатами наших наработок и экспериментов, делать обзоры и сравнения лучших практик рынка, а также предлагать действительно рабочие инструменты для вас — людей, которым небезразлично эффективное образование в России.
Сегодня же мы немного раскроем тему конкуренции за внимание пользователя и поговорим о форматах общения с ним. А начнём с верхнеуровневого знакомства с продуктом Skyeng.
Наш образовательный продукт в Skyeng и Skysmart (онлайн-школа для детей и подростков) состоят из трёх больших блоков:
1) база преподавателей английского и математики — сейчас их более 12 000;
2) образовательная платформа Vimbox;
3) контент — десятки курсов под цели учеников и сотни аддитивных медиа материалов для тренировки тех или иных скиллов и персонализации под интересы учеников.
При этом сам контент — не просто тексты и видео, а сразу все элементы образовательной экосистемы: уроки, курсы на платформе и домашние задания, selfstudy-продукты, тренажеры грамматики и определённых скилов (приложения для изучения слов, тренировки навыков listening, микролёрнинг модули в ленте, медиа разделы, сториз). А ещё есть соцсети, канал на YouTube, собственный журнал Skyeng Magazine, которые помогают ученику на его образовательном пути, усиливая эффект обучения.
Стоит обратить внимание на то, что все курсы содержат сценарность и выверенные с точки зрения логического и методического роадмапы. То есть, чтобы обеспечить персонализацию, по факту необходимо дублирование курса под каждый интерес, цель, психотип и оставшиеся 5 параметров. Нужно поддерживать бесконечное дерево вариантов. Утопия? Кажется, мы решили эту задачу и готовы рассказать как в данном цикле материалов. А пока про вовлечённость ученика в нашу эпоху фокуса 3 секунд, TikToka и сториз.
Внимание, внимание! А… мы вас уже потеряли
Если вы всё ещё читаете этот материал, значит, тема вам очень интересна. Так же как и 120 000 наших учеников, которые остаются с нами и после 50-го и после 110-го урока. Но представим, что у вас есть тысячи единиц разнообразного, увлекательного образовательного контента. Что же нужно, чтобы сделать его интересным и удержать внимание учащегося (особенно взрослого)?
Начну издалека. Что для вас 20 миллионов? Это много или мало?
— 20 миллионов чего, спросите вы, людей, долларов, литров?
— 20 миллионов человек.
Давайте сравним. Это больше населения Казахстана и чуть меньше половины Канады (да, там живёт всего лишь 37,6 млн человек).
В 2018 году 20 миллионов студентов зарегистрировались на MOOC-курс по всему миру. За 2 последние недели более 20 миллионов пользователей посмотрели на Twitch, как кто-то проходит игру в онлайне, чтобы научиться профессиональным игровым приёмам. В среднем пользователи проводили 95 минут в день за этим делом! ОДИН ЧАС 35 МИНУТ в ДЕНЬ!
Вот у кого можно учиться быть интересными и удерживать внимание. А ещё у соцсетей, у Netflix и YouTube. Про телевидение, пожалуй, не буду — давно не смотрел, и надеюсь, вы тоже.
Кстати, Netflix давно конкурирует со сном человека, и я их прекрасно понимаю.
Получается, что образование как таковое в первую очередь конкурирует с ленью и мотивацией человека. С развлекательным контентом в YouTube, Netflix, Twitch, TikTok, Instagram, пытаясь отвоевать у этих ребят время на то, чтобы успеть принести пользу.
Сейчас сотни профессий доступны бесплатно в сети. Можно, к примеру, проходить курсы от топовых преподавателей и университетов на Coursera, EdX. Но, как мы видим из статистики выше, не так много людей начинают учиться, и ещё меньше завершают.
Ключевой вопрос в ленте Facebook времен карантина: «Ну что, сколько вы за время самоизоляции прошли курсов, прочитали книг?»
В Skyeng мы стремимся сделать образование привлекательным. Приводить к результатам, которыми хочется гордиться — это наша миссия. Мы на входе спрашиваем про цели ученика, потом переспрашиваем, используя разные методики и механики целеполагания, чтобы ученик не врал самому себе, а мы могли собрать под него действительно персонализированный трек, который приведёт к нужному результату.
Со студентами, которые готовятся к экзаменам, более-менее всё ясно. Когда ты учишь язык для работы, путешествий или просмотра фильмов на английском — возникают большие вопросы. Мы ведь понимаем, какое количество людей потом действительно посмотрит эти фильмы на английском: не больше 0,1%.
Персонализация — один из краеугольных камней вовлечения. Вспомните свой лучший пользовательский опыт. Уверен, в нём всё было сделано именно под вас. Мы тоже стараемся соответствовать интересам каждого пользователя.
Например, адаптируем контент под современные модели потребления: это свайпы, лайки, чаты.
А также образовательный контент в сториз, лента в приложении, мини-упражнения, которые можно выполнять, пока ученик едет в метро или стоит в пробке.
Мы стараемся окружить ученика языком. Статьи, упражнения, видео, задания в офлайне, когда ему, например, нужно позвонить в колл-центр американского сервиса для путешествий и поговорить про билеты — решать реальные задачи реального мира.
Языковые клубы, преподаватели-нейтивы, практика слов из предыдущего и к следующему уроку — всё это ускоряет процесс изучения.
В феврале мы запустили персонализированный тренажёр, который, анализируя прогресс ученика, выдаёт тренировки для его «провисающих» навыков.
Вот банальный пример: мы предложили ученикам в конце урока выбирать продолжительность домашнего задания лично для него — это на 5% увеличило показатель выполняемости, при этом практически не снизив количество заданий. Видя короткое ДЗ и быстро справляясь с ним, ученик получает важную для него эмоцию — уверенность в собственных силах, и поэтому с радостью отвечает согласием на предложение потренироваться ещё. Что не сделаешь на благо человека, стремящегося к развитию!
Ученикам нравится выбор. Мы спрашиваем их в домашнем задании, хотят ли они ещё потренироваться? Наша рекомендательная система подбирает упражнения для навыков, которые нужно подтянуть.
Кстати, 76% учеников выбирают дополнительную тренировку (ещё бы, она же бесплатная).
Кроме мотивации к обучению, мы должны создавать материалы, которые, как говорит Alan November “should be designing assignments that students can’t Google” («такие, которые ученик не мог бы погуглить»). Все знания мира доступны в сети бесплатно. Важно сделать из них работающую систему. Удивлять, вовлекать.
Делать образование привлекательным, приводить к результатам, которыми хочется гордиться. И делать это кратчайшим путем, отбрасывая всё ненужное, давая только релевантные навыки.
Как? У нас на это с вами будет ещё 7 отдельных материалов, чтобы разобраться, какие подводные камни и лайфхаки есть в каждом из элементов создания персонализированного образования.
Stay tuned!
Источник фото на тизере: Analia Baggiano on Unsplash
Рекомендуем:
- 5 советов по удалённой работе, которые ушли в мусорку через 5 месяцев
- Почему реклама не приводит лиды, а маркетологи — клиентов?
- Готовые аудитории vs. Базы клиентов: в чём разница
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.
Источник: