Учебник по рынку разработки цифровых продуктов на заказ. Глава 9: Маркетинг

Макс Десятых

Сооснователь Redmadrobot, автор книги

В девятой главе Макс — о том единственном, что нужно делать по отношению к своим клиентам.

Предыдущие 6 глав
Глава 7: Продажи
Глава 8: Product development

Новые главы публикуются в телеграм-канале, подписывайтесь.

***

Пора и об этом.

Маркетинг — слишком общее слово, чтобы мы все могли одинаково его понимать. В широком смысле стоит считать маркетингом вообще всю деятельность фирмы по отношению к рынку. В таком случае маркетингом в коммерческой фирме занимаются все без исключения, а не отдел маркетинга. И отвечает за это (accountable) генеральный директор, а не директор по маркетингу.

Но сейчас давайте сузим термин до той части, что традиционно посвящена привлечению заказов, и той зоны ответственности (responsibility), что делегируется отделу маркетинга.

Мы с Питером Друкером, например, считаем, что цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными.

Перфоманс-маркетинг в 2022 году

Спецпроект Cossa и Zorka.Agency — про чёткие цели, умные данные и измеримые результаты.

Догнать своего пользователя →

Спецпроект

Как это выглядит, когда усилия по сбыту не нужны: клиент сам захотел, сам пришёл и сам купил, а отдел продаж палец о палец не ударил — если это так, то цель маркетинга достигнута на 100%. Для этого всей фирме нужно потрудится.

Клиенту фирмы по разработке на заказ до момента покупки нужно пройти через такие стадии отношения к услугам фирмы.

  1. Не знает // «Рэдмэдробот? Не слышал».

  2. Знает // «Рэдмэдробот знаю, делают мобильные приложения».

  3. Имеет мнение // «Рэдмэдробот круче всех в разработке мобильных приложений».

  4. Хочет // «Надо пригласить Рэдмэдробот в наш тендер на разработку мобильного приложения».

  5. Выбирает // «Если уж и делать мобильное приложение, то только с роботами».

  6. Покупает // «Коллеги, рады сообщить, что Рэдмэдробот был выбран в качестве исполнителя на разработку мобильного приложения».

И я бы дальше рассказывал о том, как переводить клиента со стадии на стадию. А ещё рассказал бы про исследование и анализ рынка, и высчитывание разных долей этого рынка, и конкурентной среды, и SWAT-анализ и формулирование своего УТП, и 4P, и прочий булщит… если бы это был учебник по маркетингу. Но дело в том, что реальные сценарии на этом рынке выглядят примерно вот так.

  1. О, какое хорошее приложение. Кто делал? Рэд… мэд… Алексей, свяжись с этими ребятами — пусть сделают наше приложение.

  2. Сила Фейсбука, скажи, кто лучше всех в мобильной разработке? — Redmadrobot! Рэдмэдробот! RedMadRobot! Роботы!

  3. Когда я работал в прошлой компании, то мечтал работать над приложением с вами, но не было бюджета. А теперь я счастлив, что у меня есть такая возможность!

  4. Я к вам приходила на собеседование 2 года назад, помните? Вы меня тогда на работу не взяли, но я буду рада с вами поработать, хоть и со стороны заказчика.

  5. Спасибо, что согласились приехать, господа. Мне мои люди все уши прожужжали о вас. Говорят, что вы лучшие…

Чтобы такое происходило, нужно работать над репутацией.

Главная ошибка, которую в этот момент совершают маркетологи и их директора — они целятся в репутацию среди клиентов, предполагая, что те должны сформировать в своей голове какое-то мнение о какой-то студии. Конечно, нет. Люди, принимающие решения в бизнесе, заняты своими насущными вопросами, и у них всегда дефицит свободного внимания.

Читайте также  Дрон vs. Приложение. Как digital меняет жизнь нефтехимических гигантов

А у вас дефицит ресурсов на привлечение к себе внимания.

Поэтому целью маркетинга фирмы должна стать группа людей, которая готова обращать на вас внимание даже в ущерб себе — конкуренты. Они следят за вами, хотя стоило бы следить за собой.

Вот, например, как выглядела стратегия маркетинга Redmadrobot в 2012 году.

Цель: Dream Team & Top-of-Mind.

Задачи: презентация лучших кейсов для создания имиджа самых крутых чуваков в РФ — широкая известность и добрая слава среди профессионалов и клиентишек.

Реализация: посты, деморилы, фотографии, видеоролики, презентации — всё красиво — в местах скопления лучших дизайнеров и разработчиков, а также опиньон-лидеров.

Сейчас мне стыдно за слово «клиентишек», но тогда это сработало — с 2013 года компания не покидает 1-ю строчку рейтингов разработчиков мобильных приложений.

Если воспринимать конкурентов как профессиональное сообщество и направить на него свои коммуникации, то оно охотно реагирует. Дело в том, что конкуренция есть только в головах собственников фирм, а для работников это если не сегодняшние, то вчерашние или завтрашние коллеги. Мы целились в потенциальных работников, а оказались в головах у всех.

И только когда в головах большого количества профессионалов вас признают, вы косвенно получаете репутацию и у клиентов — вас находят, когда спрашивают рекомендаций или когда смотрят рейтинги. И такая косвенная репутация гораздо сильнее.

Мы все склонны доверять мнению друзей и не верить рекламе.

Единственное, что нужно делать по отношению к своим клиентам — делать работу самоотверженно хорошо и быть приятными людьми.

Чтобы заработать репутацию в сообществе, тоже нужно делать работу хорошо, но важно и широко о ней рассказывать. А ещё не только о работе, но и о себе, своей команде, успехах, подходах, ценностях.

О том, как делать работу хорошо, — позже. Сейчас о том, как широко вещать.

1. Портфолио — основа всего.
2. Рейтинги — работают максимально хорошо.
3. Конкурсы — ключевая вещь.
4. Конференции — выступления очень полезны, их организация ещё эффективней.
5. Социальные сети — обязательно.
6. Контекстная реклама — полная хрень.
7. Реклама на профессиональных площадках — да.
8. Реклама в соцсетях — работает.
9. SEO — бессмысленная вещь.
10. Блог и колонки — да, если делать хорошо.
11. Дайджест — как частный случай блога.
12. СМИ — стоит мелькать, но это больше инфоповод, чем канал.

Всё это должно комбинироваться с хорошим брендингом и транслировать сообществу правильный образ.

Этого должно быть много, чтобы из всех утюгов звучало.

Саша Богданов из AGIMA называет формулу «Создавай новое и громко кричи». У меня в Redmadrobot была: «Широкая известность и добрая слава».

Ранее в сериале:

  • Глава 1. Бизнес-модель
  • Глава 2. Скорость денег
  • Глава 3. Time & Materials vs Fixed Price vs Retainer
  • Глава 4. Клиенты
  • Глава 5. Бутик, завод и бодишоп
  • Глава 6. Стадии жизни
  • Глава 7. Продажи
  • Глава 8. Product development

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Читайте также  6 способов потерять деньги при работе с блогерами и лидерами мнений

Источник: cossa.ru

Строй Сам