Ты берёшь мой контент, но делаешь это без уважения: как работать, не нарушая авторских прав

Интернет — бездонный источник, но брать из него без спроса можно не всегда. За каждым объектом, будь это фото на стоке или цитата в паблике, стоит автор, который может разрешить или запретить его использование.

Всё разрешено и бесплатно

Ряд стандартных заблуждений звучит так:

  • всё, что есть в интернете, бесплатно;

  • всё, что есть в интернете, может быть использовано;

  • если нельзя использовать, должен стоять запрет;

  • при цитировании нужно всегда ставить знак копирайта.

Многие удивятся, но всё, что есть в интернете, является объектом авторского права: фотографии, картинки, текст.

Авторское право возникает с момента создания контента, не требует регистрации и не заверяется печатью.

Существует некая презумпция того, что любое произведение — объект авторского права. А значит, автор может разрешать или запрещать использование такого объекта.

Отсутствие запрета не является согласием.

Нельзя просто так взять изображение на стоке или мем в сети и использовать его в своих целях. Если автор решит вас проучить — не миновать крупных последствий в виде иска в суд от владельца и подмоченной репутации.

Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*

Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.

Показываем на примерах →

Спецпроект

Если изменить картинку, то можно

«Если добавить надпись на мем или сделать коллаж из фото — произведение станет моим». Так думают многие. И правильно думают — производный результат будет принадлежать новому автору. Однако необходимо получить разрешение на использование контента у первоначального владельца.

Так же обстоит дело с гифками — анимированными мемами. А, учитывая, что во многих гифках использованы кадры из фильмов, заявить права на них могут гиганты вроде Paramount Pictures или 20th Century Fox. Так что последствия (=сумма штрафа) могут быть действительно серьёзными.

Сто́ит отметить, что на практике авторы и не думают охотиться на каждого «похитителя» контента. Во-первых, отследить все случаи несанкционированного использования невозможно априори. А, во-вторых, нужно признать — каждому автору хочется числиться создателем «того самого» мема или гифки.

Пример. Знаменитый «упоротый лис» долго гулял в глобальной сети. А затем кто-то начал зарабатывать, делая мерч с лисом и не выплачивая роялти (авторские отчисления). Чем, разумеется, вызвал недовольство автора Адель Морзе и побудил её заняться защитой авторских прав.

www.adelemorse.com

Пример. Маргрит ван Бреворт, автор знаменитого Ждуна, выиграла в суде. Роспатент зарегистрировал товарный знак в нескольких категориях, тем самым запретив его несанкционированное использование.

Читайте также  Как продвигать вакансии: исследование рынка и инструкция для HR-менеджеров

www.instagram.com/margrietvanbreevoort

Почему же тогда объекты авторского права так широко распространены, если это запрещено?

Всё просто: авторы закрывают на это глаза на это и получают некое ментальное удовольствие от причастности к популярному контенту. До тех пор, пока третьи лица не начинают на нём зарабатывать.

       

Елена Паламарчук

Сооснователь креативного агентства Jekyll&Hyde

Как правило, к обычным пользователям в сети претензий нет. Однако, крупные агентства, получив контент нелегально, могут попасть в немилость сообщества, подмочить свою репутацию и репутацию клиента, а также заплатить кругленький штраф.

       

Павел Мищенко

Сооснователь юридической компании Runetlex

Важно отметить, что есть разные группы прав: личные неимущественные и исключительные. Первые охраняются бессрочно, вторые — ограниченный срок. К примеру, в России исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. А значит, лишь по истечении этого срока такое произведение становится общественным достоянием.

Мы не используем, а цитируем

Это универсальное оправдание. Конечно, в законодательстве есть случаи свободного использования, но они очень ограничены.

В-первых, разрешено цитировать чужое произведение, если вам нужно отразить творческий замысел автора. Например, когда вы пишете статью и приводите слова оппонента или авторитетного источника. Вряд ли этот аргумент сработает, когда вы размещаете известную фотографию для иллюстрации продукта клиента.

Во-вторых, необходимо указывать автора и первоисточник. Тем не менее, всюду прикрываться фразой «это цитата» так же неразумно, как утверждать, что цитату можно смело брать, если не стоит знак копирайта ©️.

Стоковый контент можно использовать везде

Это не так. И вот почему.

У стоков и изображений на них разные лицензии. И важно внимательно читать условия той или иной лицензии перед покупкой

Покупаете вы фотографию за 5, 10 или 30 долларов — всегда внимательно читайте лицензию. Круг использования может быть ограничен определённым кругом лиц, определённым носителем, определённым тиражом, определённым форматом (диджитал или аутдор).

Пример. В 2011 году «Рив Гош» попал в скандал с запуском весенней коллекции. В качестве центрального элемента дизайна была взята иллюстрация питерской художницы Юлии Григорьевой, которая продавалась на Shutterstock.

Во-первых, иллюстрация не была куплена ни одной из компаний, работающих под брендом «Рив Гош». Во-вторых, по заявлению автора, лицензия на использование этого изображения не предполагала миллионные тиражи. Тем не менее, насколько известно, суд художница проиграла.

@smilewithjul

Принт на продукции «Рив Гош»

Не все произведения можно перерабатывать

Выясните, разрешено ли перерабатывать покупаемое произведение и тем самым передавать авторское право. Проверьте, даётся ли это право на стоке или только лицу, купившему фото. В таком случае для креативных агентств процесс чуть усложняется и клиенту самому придётся выкупать на стоке фото, а затем передавать агентству на переработку.

Сотрудник не должен платить за контент со своей карты

Возвращаемся к вопросу о лицензии и праве на переработку исходного произведения. Чтобы права на стоковый контент могла предъявить компания (агентство), покупка на стоке должна быть произведена с корпоративного счёта. Если дизайнер покупает фото на стоке с личной карты, то и права на переработку остаются у него. С этим возникает сложность далее, ведь после реализации проекта агентство должно передать права на произведение заказчику.

Читайте также  Как адаптивный дизайн сайта влияет на SEO (и скоро будет влиять ещё сильнее)

Любой кейс с нарушением авторских прав влечёт неприятные последствия. Не только юридического и финансового характера, но и репутационного. Разобраться с последними бывает не всегда просто.

Пример. Недавно на авторских правах обожглась визажист и блогер Natalina Mua. Для очередного мерча она заказала иллюстрацию у художника, с которым давно и эффективно сотрудничала. После пошива коллекции выяснилось, что иллюстрация как две капли воды похожа на работу китайского художника bu2ma (за исключением пары деталей).

Итог: непригодность отшитой коллекции (автор отказался продавать лицензию на использование изображения), крупные финансовые потери (с иллюстратора взыскать нечего, работа без договора), резонанс в сообществе и сильно подмоченная репутация бренда.

@natalinamua

@bu2ma_ins

Как всего этого этого избежать

Чтобы не попасть в центр скандала с авторскими правами, рекомендуем следовать ряду нехитрых (и, на самом деле, очевидных) правил.

Заключайте договор с исполнителями

На любые задачи: создание иллюстрации, разработка лого, нейминга или слогана. Это цивилизованный формат работы, который защищает агентство от недобросовестных подрядчиков. По крайней мере, финансово.

Прописывайте обязательства и ответственность исполнителя

Сюда входит не только «оказать услуги надлежащего качества и в полном объёме». Но и условие, при котором материальную ответственность за претензии к авторству материалов несут и агентство, и исполнитель.

Проверяйте материал на уникальность

Что, к примеру, не сделал заказчик в примере выше про плагиат изображения. Есть простые механики вроде поиска по картинкам в сети или проверки текста на уникальность.

К слову об уникальности: в 21-м веке создавать уникальный контент всё сложнее. Всё уже придумано и перепридумано до нас. А если вам требуется разработка абсолютно нового материала и проверка его на эксклюзивность — этот процесс потребует много времени и средств.

И здесь дело не ограничится поиском в сети. Необходимо проверить товарный знак по российским и международным базам, выявить возможные препятствия для регистрации в конкретной или смежной категориях и прочее.

И если вы намерены строить сильный бренд — в такие нюансы нужно вкладываться.

Не стесняйтесь озвучивать допрасходы заказчику

Не каждый клиент знает, что на использование чужого шрифта или изображения нужно выкупать лицензию. Объясняйте заказчикам нюансы работы в креативной среде, озвучивайте юридические и репутационные последствия, включайте дополнительные расходы в договор, обращайтесь за помощью к юристам. Фиксация таких расходов в договоре снимет множество вопросов и избавит от головной боли.

Следуйте деловой этике

Случается всякое. Даже если пришла претензия, а в плагиате виноват исключительно ваш исполнитель (иллюстратор, дизайнер или копирайтер), не молчите. Дайте личный или публичный ответ автору оригинального изображения или текста. Это расставит точки над i, снизит градус эмоций и сохранит лицо агентства.

Итак, работать с чужим контентом нужно по правилам. Обычно они прописаны в договоре и продиктованы профессиональным сообществом (которое, к примеру, может отличить копирование от вдохновения референсом). Работайте цивилизованно, покупайте лицензии, уважайте исходных авторов, чтобы сохранить деньги, отношения с заказчиками и свою репутацию.

Читайте также  Тёплая дизайнерская осень: новостной Джедайст #37

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Источник: cossa.ru

Строй Сам