Как развалить digital-агентство

       

Привет! На связи Алексей Боев, экс-владелец digital-агентства MaximumSoft, управляющий директор сервиса учёта финансов ПланФакт

Хочу поделиться печальной историей своего агентства и пригласить на вебинар про учёт и планирование денег в проектном бизнесе.

В 2009 году мы с партнерами создали digital-агентство. Быстро выросли до 40 человек, делали проекты для Сбербанка, Билайна, занимали вторую строчку в Рейтинге Рунета. Всё казалось прекрасным, но был нюанс: мы плохо понимали в финансах. Думали, что прибыльные, ведь деньги на счетах есть… Через 5 лет сидели в долгах и вместо зарплаты отдавали сотрудникам компьютеры. Расскажу, что произошло и как руководителям агентств избежать моих ошибок. 

Ошибка 1. Затягивать проекты и не считать затраты по ним

Типичная ситуация: пришёл заказ на мобильное приложение. Мы посчитали, что проект займет 3 месяца и понадобится 5 человек. По ходу работы привлекли ещё дизайнера и разработчика, стало 7 человек. Начали согласовывать с заказчиком — то «правочки» нужны, то менеджер ушёл в отпуск. В итоге проект шёл больше 4 месяцев. 

Мы не передоговаривались с заказчиком и тратили больше времени и ресурсов, чем закладывали. Фокусировались на качестве работы, а не на сроках. Продукты получались классные, но мы работали в минус и не понимали этого. 

Ошибка 2. Привыкать к кассовым разрывам

Был период, когда мы два месяца сидели без денег. Новые проекты откладывались, а старые были в работе. Наконец пришёл миллион рублей предоплаты по новой сделке. Раскидали зарплаты и вытащили с партнёрами по 200 тысяч себе. То, что на следующий месяц денег может не хватить, нас не волновало. Мы верили, что потом придут ещё оплаты.

Мы не задумывались, что проекты нужно обеспечивать ресурсами и закладывать риски. В 8 из 10 случаев работа идёт не по плану: люди болеют, менеджеры меняются, оплата задерживается, требования дополняются, сроки съезжают. Если предоплатой сразу затыкать дыры, может возникнуть кассовый разрыв: деньги уже проели, а проект ещё делать два месяца. Тогда мы этого тоже не понимали. 

Ошибка 3. Не считать прибыль

Мы делали приложения для известной медиакомпании. Сумма годовых контрактов доходила до 7 миллионов рублей. Когда свели цифры в Excel, чистой прибыли из них оказалось всего 150 тысяч. При этом команда работала сверх всяких норм в стремлении сдавать заказчику классные продукты — отличный бизнес! 

Оплаты и обязательства перемешались, долги росли как снежный ком. Деньгами новых проектов мы закрывали старые дыры. В итоге решили дернуть стоп-кран, зафиксировать убытки, свернуть бизнес и разбираться с последствиями.

Когда мы всё посчитали, у нас оказалось 5 миллионов долгов. Мы со слезами на глазах расставались с людьми, рассчитываясь мониторами, столами и компьютерами.

Как считать деньги в агентстве

Сегодня я понимаю простую вещь. Нам нужно было не тушить пожары и затыкать дыры, а считать чистую прибыль, разносить затраты и понимать рентабельность проектов и клиентов — приносят они деньги или нет. Если приходит предоплата, нужно видеть, сколько денег нам потребуется, чтобы выполнить работы, сколько заложить рисков, сколько останется чистой прибыли.
Когда собственник не понимает, сколько можно забрать себе, он либо вытаскивает меньше, чем мог бы — то есть недополучает, либо больше — и тогда у компании могут начаться проблемы. 

Читайте также  6 cookieless-решений 2022. Список от Ивана Калина, Weborama

Плохая новость в том, что привычный бухучёт здесь бесполезен: он нужен налоговой и государству, но не предпринимателям. Хорошая — все эти расчеты не нужно делать в голове, тетрадке или экселе с гугл-таблицами.

Свернув агентский бизнес, мы занялись продуктовым — сделали прототип системы учёта финансов для внутреннего использования. Пообщавшись с коллегами-предпринимателями, поняли, что такой инструмент нужен не только нам. Так в 2015 году появился сервис ПланФакт, которым сейчас пользуются 2500 собственников проектных бизнесов, в том числе сотни интернет-агентств и студий.

Если хотите понять, сколько денег вывести на себя без ущерба бизнесу, как контролировать и увеличивать прибыль, приходите 7 декабря в 16:00 мск на бесплатный вебинар. На нём познакомимся лично, и я расскажу:

  • что такое финансовый учёт и почему, в отличие от бухгалтерского, он реально помогает собственникам digital-агентств;
  • как вести учёт в агентстве: считать доходы, расходы и прибыль;
  • как планировать расходы и минимизировать риск кассовых разрывов;
  • истории собственников агентств, которые наладили учёт финансов.

Участвовать бесплатно

Источник: cossa.ru

Строй Сам