Всего за несколько месяцев коронавирус изменил то, как мы работаем, получаем образование и даже здороваемся друг с другом. Сейчас, когда личные контакты нужно свести к минимуму, на помощь приходят технологии. В том числе дроны.
Китай как первая страна, столкнувшаяся с COVID-19, начал использовать дроны для борьбы с эпидемией раньше всех. Эти эксперименты могут послужить моделью для остального мира, где кризис разворачивается прямо сейчас. А если они оправдают себя в долгосрочной перспективе — то и стать стандартами при будущих пандемиях.
Но, так как ситуация с коронавирусом ещё не закончилась, способов использовать беспилотники становится всё больше. Вот в каких областях их уже применяют.
Дезинфекция
Беспилотники, которые в Китае изначально использовали для распыления пестицидов в сельском хозяйстве, во время эпидемии адаптировали для дезинфекции. Дроны обрабатывали некоторые общественные места и транспорт, который перемещался между пострадавшими районами. Так как коронавирус в большинстве случаев передаётся воздушно-капельным путём и через поверхности, это помогло снизить риск заражения.
Продвижение медцентров и клиник: три кейса о SEO, TikTok и Instagram*
Как получить измеримые результаты в фарммаркетинге.
Показываем на примерах →
Спецпроект
Джастин Гонг Соучредитель сельскохозяйственной компании XAG |
«По сравнению с ручным распылением у беспилотного много преимуществ с точки зрения эффективности и беспрерывности. Как показывает практика, дроны могут проводить дезинфекцию в 50 раз эффективнее людей».
Чтобы проводить операции максимально безопасно, XAG Technology, DJI Agriculture, Китайская ассоциация распределения сельскохозяйственной техники, Китайский сельскохозяйственный университет, Исследовательский центр медицинского оборудования и другие организации, участвующие в дезинфекции, совместно разработали и опубликовали серию руководств и технических спецификаций для местных властей.
Подобным образом беспилотники используют и в Индии, где всё осложняется высокой плотностью населения и тем, что средств индивидуальной защиты не хватает даже врачам. Один из основателей Indian Robotics Solutions Прашант Пиллаи подчёркивает, что любой сельскохозяйственный дрон можно переделать под дезинфекцию. Их модели обрабатывают поверхности в нескольких районах Дели.
Транспортировка биообразцов
Доставка биоматериалов дронами значительно сокращает лишние контакты на всех этапах транспортировки. Такой способ также позволяет быстрее получить результат, когда дело касается срочных тестов для тяжелобольных и медработников.
Тестирование доставки прошло в начале февраля в Китае, когда от коронавируса погибло 600 человек и заразились 28 000. Тогда беспилотник с материалами добрался из Народной больницы округа Синьчан провинции Чжэцзян до Китайского центра по контролю и профилактике заболеваний, расположенному в 3 км, за 6 минут. Для сравнения: поездка наземным транспортом занимает 20 минут.
Чтобы полёт оказался возможным, многим компаниям и госучреждениям пришлось объединить усилия. Чтобы утвердить маршрут и обеспечить безопасность, скоординировали работу муниципальное правительство Ханчжоу, его департамент здравоохранения (и отдельные медицинские учреждения), компания по производству беспилотных летательных аппаратов Antwork и Администрация гражданской авиации Китая. На пике эпидемии дрон выполнял 20 рейсов каждый день.
Льв Иньсян Секретарь парткома уездной народной больницы |
«Когда речь идёт о жизни и смерти, сеть воздушного транспорта может помочь значительно снизить поток людей, избежать ненужного физического контакта и предотвратить заражение. Биоматериалы, доставляемые таким образом, экономят время и драгоценные ресурсы».
По данным GPS World, в среднем беспилотники ускоряют транспортировку на 50% по сравнению с автотранспортом.
Патрулирование
Дроны также используют, чтобы следить за тем, соблюдают ли люди карантин — это происходит во многих странах. Одними из первых стали Китай, Испания и Южная Корея. Так, шэньчжэньская компания MicroMultiCopter предоставила более 100 беспилотников, которые патрулируют многие китайские города. Они могут идентифицировать тех, кто не носит маски в общественных местах.
Также дроны используют для объявлений: они охватывают бо́льшую площадь, чем традиционные громкоговорители. Во Франции беспилотники следят за тем, чтобы люди соблюдали дистанцию. А вот видео из Испании: полиция просит всех оставаться дома.
Есть модели с тепловизорами, которые помогают выявлять людей с высокой температурой, что может указывать на заражение. Такие уже есть в Китае, а индийская компания Indian Robotics Solution работает над тем, чтобы включить тепловизоры в свои беспилотники. Тем временем в Австралии разработали дрона, который измеряет не только температуру, но и сердечный и дыхательный ритмы. Также он может заметить человека, который чихает или кашляет. Как утверждают создатели, «пандемический дрон» будет эффективно выявлять заболевших в аэропортах и на вокзалах.
Доставка
Во время эпидемии в Китае беспилотники обеспечивали всем, кто находился на карантине, быстрый доступ к продуктам первой необходимости, еде и лекарствам.
Надо отметить, что доставка была проблемой в некоторых провинциях Китая задолго до появления вируса. Например, чтобы добраться до деревень на полуизолированных островах Анксин, нужно три вида транспорта. Товары обычно приходят на главный пирс, оттуда переправляются на каждый остров и дальше доставляются пешком. Когда из-за карантина паромная переправа стала невозможной, продукты начали доставлять поездом, который с трудом преодолевал
100 километров по узкой и неровной дороге за несколько часов.
Доставка дронами быстро стала реальной альтернативой. При поддержке правительства ecommerce-компания JD выделила группу беспилотников, которая быстро изучила ландшафт, спроектировала воздушные коридоры, запросила разрешение на доступ и провела заключительные лётные испытания. В итоге всего за несколько дней появились коридоры доставки, заменившие многочасовые поездки на поезде: заказы стали доставлять за 10 минут.
Дроны начали проникать и в западный ecommerce. В США и других странах растёт список компаний, которые уже тестируют их для местной доставки: среди них Amazon, UPS, Alphabet, Domino’s Pizza и Walmart. По прогнозам Gartner, в этом году будет продано примерно 526 тысяч беспилотников для интернета вещей — правда, это число опубликовали до вспышки коронавируса.
Проблема в том, что во многих странах перемещение дронов ограничено законом. Так, в Великобритании и США автономные беспилотники запрещены. Хотя уникальная ситуация, связанная с пандемией, может привести к пересмотру норм.
Например, компания Zipline, которая занимается беспилотной доставкой крови и её компонентов в Руанду, планировала начать работу в США в конце 2020 года. Но в результате переговоров с правительством запустилась в стране раньше и активно помогает в борьбе с COVID-19.
А в некоторых частях США беспилотная доставка возникла ещё задолго до коронавируса. В штате Вирджиния дроны Alphabet Wing уже около года сотрудничают с местными магазинами — количество заказов на фоне пандемии там возросло вдвое. Сейчас компания договаривается с властями о том, чтобы работать в других штатах:
«Wing ведёт переговоры с государственными органами, чтобы решить, можем ли мы их сейчас поддержать каким-либо образом. Наша технология может обеспечить доступ к критически важным лекарствам, продуктам питания и другим предметам первой необходимости, когда важно ограничить личные контакты».
Wing также занимается доставкой в Финляндию и Австралию. В Северной Америке же это пока единственный сервис, функционирующий в полную силу, хотя Amazon сейчас активно работает над созданием собственного — Prime Air — и даже привлёк ветерана Boeing Дэвида Карбона, который должен возглавить подразделение.
А вот в Китае беспилотная доставка, похоже, не просто останется востребованной, но и завоюет новые рынки. Подтверждение тому — последняя инициатива автопроизводителя Geely.
Ещё до пандемии Geely предлагала своим клиентам купить автомобиль через интернет. Компания должна была доставлять машины на дом или в офис с февраля 2020 года, однако ситуация изменилась, и в Geely решили отправлять ключи дронами, чтобы ограничить личные контакты.
Виктор Янг Вице-президент Geely Auto Sales Company |
«Непрерывное изменение Geely Auto в отношении требований рынка и интересов потребителей — движущая сила успеха Geely в Китае».
Значение для будущего
Эпидемия привела к экспериментам с новыми технологиями, в том числе с дронами. Хотя эти проекты всё ещё находятся на ранних стадиях, мы уже можем начать извлекать уроки, которые пригодятся органам здравоохранения во всём мире, включая Россию.
Так, Сергею Собянину недавно предложили использовать дроны для борьбы с коронавирусом. Предполагается, что они будут доставлять анализы, пробы, вакцины и лекарства, мониторить массовые скопления людей и проводить дезинфекцию.
Что касается доставки продуктов, то и здесь дроны могут изменить привычную картину мира. Например, пока люди находятся в самоизоляции, они предпочитают онлайн-покупки, и эксперты прогнозируют, что после пандемии эта привычка никуда не денется. Можно предположить, что и доставка беспилотниками станет более популярной: по крайней мере в тех областях, где не справляется обычный транспорт.
Проблем и вопросов остаётся много: действующее законодательство, курьеры, которые могут остаться без работы, тот факт, что дроны не способны перевозить большие грузы. Однако там, где скорость играет решающее значение, беспилотники, похоже, займут свою нишу.
Рекомендуем:
-
Коронакризисные тренды онлайн-рекламы: что происходит с доходами, инструментами и потребителями
-
Как продвигать товары с низким спросом на Wildberries во время карантина?
-
Доставка воды в кризис — как извлечь максимум прибыли из контекстной рекламы
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.
Источник фото на тизере: Фотобанк Photogenica
Источник: